countryside1.jpgcountryside2.jpg

"Чёрный ящик" делается в Тарусе

Уже более 10 лет Тарусское СКБ КП ИКИ РАН участвует в разработке систем, позволяющих создавать новые типы самолётов. Наиболее мощным направлением в этой работе являются испытательные стенды, с помощью которых проверяется функционирование бортовой электроники, совместимость различных узлов самолёта, а также целесообразность моделирования конкретного типа машины.

Об этом наша сегодняшняя беседа с В.А. ДАВЫДОВЫМ, начальником отдела СКБ КП ИКИ РАН.

- Виктор Александрович, испытательные стенды, которыми занимается СКБ КП ИКИ, несомненно, являются важной составляющей продолжительности жизни самолёта?

- Разумеется. Во-первых, когда на земле все отработано, устанавливать на самолёт электронику и дешевле (не надо проводить долговременных испытаний), и надежнее. Кроме того, в процессе отработки на земле на таких стендах можно заменить старые образцы приборов на новые. При полётах самолёта такой стенд затем сопровождает долгую жизнь самолёта. Когда что-либо случается, все разборки происходят на земле, на этом стенде, где существует полный комплекс бортового и наземного оборудования и можно достаточно легко и эффективно найти неисправность.

- Когда в СКБ КП ИКИ был изготовлен самый первый стенд?

- Первый стенд, в котором мы принимали участие, был изготовлен в 1996 году для малайзийского самолёта СУ-30 МКМ. Кстати, он до сих пор эффективно работает. И когда возникает какой-либо полётный нюанс, первым делом обращаются к нашему стенду и производят разбор проблемы.

Также мы участвовали в разработке стендов для самолётов СУ-30 для Индии и нового СУ-35, поднявшегося в воздух буквально месяц назад. То есть создаём стенды уже пятого поколения. Учитывая наработанный за минувшие годы опыт, нас пригласили разрабатывать стенды для нового самолёта гражданского назначения "Super Jet 100" (разработка ОКБ "Сухой", собирать его будут в Комсомольске-на-Амуре), где будет совмещена авионика российская и западная. Для этого разработан очень большой стенд под названием "Электронная птица", в котором мы также приняли активное участие. Эту работу мы практически завершили.

После того, как отработана авионика на земле, начинаются испытания в воздухе. Самолёт оснащается довольно сложными системами бортовых измерений. В настоящее время мы участвуем в довольно серьёзном проекте - это разработка аппаратуры для полётов под названием "Автоматизированное рабочее место системы бортовых измерений". Самолёт буквально облепляется массой видеокамер - и снаружи, и изнутри. Наша задача собрать со всех этих систем информацию, записать её на носитель, и затем, когда самолёт прилетит на землю, эту информацию обработать, посмотрев, что происходит с самолётом в процессе испытательных полётов.

- Виктор Александрович, скажите, а к так называемому "чёрному ящику" на самолёте наше СКБ какое-то отношение имеет?

- Да, как раз об этом и хотелось бы немного рассказать. В своё время (это было семь-восемь лет назад) нас просили разработать такое устройство взамен морально устаревшего. Это и был "чёрный ящик". На самом деле этот ящик не чёрный, он имеет оранжевый цвет и служит не только для разбора аварий самолёта, но и для того, чтобы после благополучного приземления последнего с этого блока памяти можно было снять всю полётную информацию, отработать её с целью допущения машины к новым полётам.

Раньше была система, которая записывала эту информацию на магнитные ленты. Теперь всё это в прошлом, и нас просили заменить магнитную ленту электронным аналогом, что мы успешно выполнили пять-шесть лет назад, провели испытания. Таким образом, вместо громадного ящика получился компактный и даже изящный прибор.

После того, как испытания были проведены, по Министерству обороны РФ был издан приказ о том, что наше устройство допускается к применению в военно-воздушных силах страны. Были заключены контракты с авиационными предприятиями, благодаря которым СКБ поставляет им порядка 100-120 штук таких изделий. Это позволяет загрузить наши монтажный и механический участки и, соответственно, получать деньги от производства серийных образцов, а не только от экспериментальных разработок.

Беседовала З. ВИНОГРАДОВА.

На снимках : сотрудники СКБ КП ИКИ РАН - Б.Т. Каримов, В.А. Давыдов (сидят), А.В. Калюжный, А.А. Валющев (стоят).

 (Фото автора);

Прибор УСИ-ТМ и съемный носитель информации УСИ-Т/СНИ для снятия и переноса полетной информации самолетов СУ-30 и МИГ.

(Фото из архива СКБ).

Joomla templates by a4joomla templjoomla.ru